Логопедия
Коррекционная работа проводится в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и нормами СанПиНа 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 года.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые направления в организации речевого развития детей дошкольного возраста. К семи годам речевое развитие воспитанника ДОУ должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случае затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования воспитанник ДОУ хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. А также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества и в другие целевые ориентиры. По сути, ни один из целевых ориентиров не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров ФГОС ДО необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений. Анализируя уровень развития речи воспитанников МБДОУ «ЦРР-ДС №7» за последние три года, отмечаю тенденцию к увеличению количества речевых нарушений и изменению качества их развития. Нарушения речи часто сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
МБДОУ «ЦРР-ДС №7» коррекция нарушений речи осуществляется в условиях логопедического кабинета. В связи с тем, что в последние годы возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость разработки специализированной программы по коррекции данных нарушений.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. От того насколько эффективно проводится логопедическая работа, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
Ведущей задачей представленной рабочей программы является коррекция речевых нарушений воспитанников старших групп и построение системы коррекционно-развивающей работы для воспитанников старшего дошкольного возраста. Данная программа рассчитана на один год обучения и определяет пути включения деятельности учителя-логопеда в работу ДОУ по реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы.
Коррекционной программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи» и примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет (издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО), а также с использованием современных достижений логопедической науки и практики, специальной и детской психологии, специальной педагогики (Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддъяков, Н.В. Микляева, С.Н.Шаховская, Т.Б. Филичева), отражающих представления о структуре речевого нарушения, особенностях развития детей с нарушениями речи, онтогенезе речи, а также о специфике оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста.
В программе реализуется идея комплексного сопровождения воспитанников с нарушениями развития в ДОУ.